• КГБУЗ Красноярский краевой Центр общественного здоровья и медицинской профилактики

Рекомендации педагогам в работе с детьми больными сахарным диабетом

Сахарный диабет– это состояние хронической гипергликемии (повышения уровня глюкозы крови), которая может развиться в результате действия многих генетических экзогенных факторов, часто дополняющих друг друга. Гипергликемия может быть обусловлена либо недостатком инсулина, либо избытком факторов, которые противодействуют его активности.

Сахарный диабет — это заболевание на всю жизнь. Больному приходится постоянно проявлять упорство и самодисциплину, а это может психологически надломить любого. При обучении детей, страдающих сахарным диабетом необходимы настойчивость, человечность, осторожный оптимизм.

В отличие от взрослых дети страдают исключительно наиболее тяжелой, инсулинозависимой формой диабета, при которой бывают необходимы ежедневные инъекции инсулина на протяжении длительного времени.

 

  • Наряду с медикаментозной терапией тактика лечения в обязательном порядке требует строгого соблюдения режима дня, диеты, регулярных дозированных занятий физкультурой.
  • Больному ребенку чрезвычайно важен психологически здоровый микроклимат в процессе учебы. Нервные стрессы, физические и эмоциональные перегрузки для него гораздо опаснее, чем для здоровых сверстников. На фоне психоэмоциональных травмирующих факторов у ребенка-диабетика зачастую происходят скачки сахара.

Мы надеемся, учителя правильно воспримут и следующую рекомендацию относительно дисциплины и психологического микроклимата, адресованную им лично. Спокойная, доброжелательная атмосфера в классе во многом зависит от настроения, самочувствия педагога. Конечно, нервы у него далеко не железные, а ученики далеко не идеальные. Бывает, в общем, что учитель сорвется на крик, на угрозы. Только если в классе больной диабетом ребенок, быть такого просто не должно. Согласитесь, невыученный урок или забытая формула не стоят того, чтобы подвергать человека риску прямо от школьной доски отправиться на “скорой” в больницу. Речь идет не о поблажках, не о снисходительности, не о том, в конце концов, чтобы больной ребенок научился ловко манипулировать учителем, пугая возможной комой, — речь об элементарном: о культурной, тактичной строгости.

Недостаточный или несвоевременный прием пищи, чрезмерная физическая нагрузка, ошибка при инсулиновой инъекции (избыточное введение) могут привести больного диабетом ребенка в состояние ГИПОГЛИКЕМИИ (снижение ниже критического уровня сахара в крови).

Признаки гипогликемии нарастают стремительно, за считанные минуты. Это:

  • сердцебиение, дрожь, головная боль;
  • сильная потливость и бледность;
  • чувство голода;
  • необычное поведение, раздражительность
  • в тяжелых случаях потеря сознания

Суммируя все вышеперечисленное, следует придерживаться следующих правил при ведении урока с диабетиком:

  1. Избегать напряжения психо-эмоционального фона ребенка.
  2. Делать кратковременные перерывы в занятиях (через 30 мин) для зрительной разгрузки.
  3. Перед началом занятий поинтересоваться состоянием здоровья ребенка на текущий момент, выяснить,не забыл-ли он во-время сделать инъекцию инсулина и покушать.
  4. Обращать внимание на внезапно изменившееся состояние и внешний вид ребенка.

При признаках гипогликемии дать ребенку сладкого чая и конфетку или кусочек сахара.
Нередко учителя и педагоги испытывают неуверенность при общении с детьми и подростками, страдающими диабетом. Следствием этого, среди прочего, является то, что им запрещают посещать занятия в классе и заниматься спортом в школе, а также они сталкиваются с социальной изоляцией.

Учителя несут большую ответственность за заботу о своих учениках. Если к этому добавляется ответственность в вопросах, связанных со здоровьем, важен четкий и открытый диалог.

#нацпроектдемография
#укреплениеобщественногоздоровья

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

*

Следуйте за нами в социальных сетях:   Одноклассники и ВКонтакте