Решение круглого стола «установление доверительных отношений между медицинскими работниками и пациентами»

Редактор сайта Аналитические материалы
Доступность и качество медицинской помощи

05.06.2012,  15.00
Рассмотрев вопрос «Установление доверительных отношений между медицинскими работниками и пациентами» участники круглого стола констатировали, что особый характер  взаимоотношений   врача, медицинской сестры  с  пациентом, обусловленный целью их профессиональной деятельности — сохранение жизни человека  и  улучшение ее качества, должен строиться на основе взаимного доверия  и  взаимной ответственности, стремления к «терапевтическому сотрудничеству». В то же время опыт западных стран, медицина которых уже длительно время существует в рамках страхового финансирования  и  правовых отношений, показывает, что ни один доктор не гарантирован от ошибок, а значит,  и  от судебных разбирательств. Однако их вероятность наиболее высока в тех случаях, когда не были установлены хорошие  взаимоотношения  между доктором  и   пациентом  либо между  врачами.


Участники круглого стола согласились с доводом, что сегодня вопрос о характере этих отношений чрезвычайно актуален потому, что  врачу  в настоящее время, как никогда трудно соблюдать правила  и  принципы Гиппократа. Велико значение для  врачей  разных эпох этических принципов — «Врач  — исцелися сам»  и  «Светя другим – сгораю сам». Первый говорит, что  врач  должен быть примером для всех в нравственной жизни. Второй – зовет  врача  к самоотверженности,  и  даже смерти, для блага больного, иначе говоря, к подвигу. Оба эти принципа на протяжении всей истории врачевания являются некими сверхзадачами для каждого  врача. Однако в настоящее время на первое место выходят умение  врача  наладить контакт с  пациентом, подчинить свои интересы интересам больного. Эти умения рассматриваются, как показатель врачебного профессионализма, т.к. в значительной степени влияют на  пациента   и  могут подорвать или укрепить авторитет  врача  не только в процессе лечения, но  и  при проведении различных диагностических и профилактических мероприятий.

Участники круглого стола высказали убежденность в том, что наиболее существенными условиями эффективного взаимодействия медицинского  работника и больного считается эмпатия и доверие. Эмпатия — внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование), эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого. Способность к эмпатии — необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность. Эмпатия как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сострадания).

Доверие предполагает отношение к партнеру как к человеку, который не станет использовать раскрытие тайн против доверившегося. Причем не в силу вынуждающих его к этому внешних обстоятельств, а вследствие моральных, нравственных качеств личности. Доверительные отношения предусматривают последовательный переход от изначального «незнания» партнеров по взаимодействию к взаимопониманию и проходит несколько последовательных стадий: накопление согласия — поиск совпадающих интересов — взаимное принятие для обсуждения личностных качеств и — выявление качеств, опасных для взаимодействия — способы индивидуального воздействия и взаимной адаптации партнеров, которые достаточно хорошо узнали друг друга и готовы взаимно приспосабливаться друг к другу — согласованное взаимодействие.

Участники круглого стола сделали вывод, что ключевым навыком, необходимым врачу как инициатору контакта, является навык присоединения к пациенту, т.е. приспособление своего поведения к способу поведения другого (называние собеседника по имени, демонстрация радости от общения и уважения к личности, использование основных ключевых слов собеседника, избегание в речи выводов и оценок). Только применение данного метода общения  приводит к положительному терапевтическому эффекту у пациента и приносит удовлетворенность в своем труде медицинскому работнику.

Признавая, что не все медицинские работники владеют психологическими (психотерапевтическими) технологиями эффективного взаимодействия с пациентов в различных ситуациях, участники круглого стола приняли решение:

  1. Обратиться с просьбой к ректору ГОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России» И.А. Артюхову рассмотреть возможность:
    • включения в образовательный стандарт подготовки специалистов с высшим медицинским образованием, на завершающем курсе обучения, вопросов медицинской этики, в части установления доверительных отношений между врачом и пациентом;
    • включение в программы последипломной подготовки специалистов любых специальностей вопросов медицинской психологии и медицинской этики;
    • организации семинаров–тренингов для врачей специалистов учреждений здравоохранения Красноярского края по заявке министерства здравоохранения Красноярского края силами медико-психологического центра университета
    • организации обучения преподавательского состава университета основам медицинской этики и психологии общения для мотивированной работы со студентами, особенно младших курсов

2. Рекомендовать директорам КГОУ СПО края рассмотреть возможность включения в качестве региональной компоненты подготовки специалистов со средним медицинским образованием на завершающем курсе обучения вопросов медицинской этики, в части установления доверительных отношений между средним медицинским работником и пациентом

3. Рекомендовать руководителям медицинских организаций Красноярского края:

    • рассмотреть вопрос взаимоотношениях медицинских работников и пациентов на заседаниях методических советов, этических комитетов, планерных совещаний;
    • организовать направление врачей-специалистов на семинары – тренинги в ГОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России» (по предварительной заявке);
    • предусмотреть открытие в учреждениях здравоохранения кабинетов психологов (психотерапевтов) за счет вакантных должностей для организации психологической помощи как пациентам, так и медицинским работникам

4. Предложить руководителям медицинских ассоциаций, обществ Красноярского края рассмотреть на своих заседаниях вопросы эффективного взаимодействия врачей и пациентов.

Председатель круглого стола,
заместитель министра,
заместитель председателя Рабочей группы                                          Б.М. Немик

Скачать Методичку по этическому комитету 2012